Чемпионат Мира, Вильнюс (август 2017). Часть 1

Уже пятый год подряд я пишу отчёты о поездках на крупные соревнования, и каждый новый отчёт я начинал писать с мысли "очередная Россия, как же хочется написать отчёт о Чемпионате Мира, но попасть на него – это просто мечта и до сих пор недостижимая цель". И вот эта мечта сбылась! Я там был, и я начинаю данный рассказ с приятной мысли о том, что "у меня всё получилось" (ну или почти всё).

Поскольку рассказ о поездке со всеми моими впечатлениями получился большой, то я разобью его на три части. В первой я расскажу об отборах, подготовке и первом моём столь крупном старте в карьере, во второй — о соревнованиях от лица наблюдателя, а третья будет повествовать об участии в лонге и о последних днях пребывания в столице Литвы.

Отборы

Я уже писал ранее про вело-России (Мос.область, Тамбов, Ковров), на которые ездил в этом году, но ещё разок вспомню обо всём, так сказать вкратце.

Снег весной начал сходить рано и я, обрадовавшись этому факту, в начале апреля выехал на велосипеде на улицу. Ездил периодически на работу. Потом спустя 1.5 недели выпало неожиданно 10см снега, но я решил, что нельзя всё время крутить велостанок, а нужно пытаться катать на улице. Пару катаний по снегу дали понять две вещи, катание на нём эффективно сказывается на физической форме даже при отсутствии горок, но при этом быстро уходят тормозные колодки, как и при любом катании в дождь.

Лыжная трасса в Парголово в апреле

Первая вело-Россия была в Московской области. Заняв на первом старте высокое для себя 8 место, я понял, что катание по снегу пошло на пользу. После отборов на Чемпионат Европы в Мос.области и Тамбове я не увидел себя в списке участников и даже в списке запасных, но в принципе это было предсказуемо. Зато по набранным очкам уверенно закрепился в красной группе на Россиях (первая десятка), начало положено. Потом были вновь катания на работу, тренировки в парках, штук семь стартов и Чемпионат России в Коврове в 20-х числах июля. По его выступлениям и результатам в Тамбове проходили отборы в сборную на Мир. В Коврове из трёх личных стартов только на двух попал в хвост десятки. Через примерно неделю выходит утверждённый состав сборной, едущий на Чемпионат Мира, и о неожиданность, я вижу себя в этом списке.

Ковров

Сначала я даже подумал, может опечатка, там не было запасных, но нет, в этом году тренерский совет решил взять ни 6, ни 7, а 8 человек. Поясню: на Мире от страны по элитной группе может участвовать 6 человек, но есть исключения у проводящей страны и у страны, чей спортсмен на прошлом Мире занял первое место в дисциплине. У этих стран добавляется ещё один седьмой участник. Поскольку Антон Фолифоров год назад в Португалии выиграл все личные дисциплины, то у нас в трёх дисциплинах (классика, лонг и спринт) могло участвовать семь человек, за что ему отдельное спасибо! В этом же году, чтобы так сказать дать шанс рабочему спортсмену, решили попробовать меня в качестве участника двух дисциплин: классики и лонга. За это огромное спасибо тренерскому совету!

Помню в тот день, когда утром узнал об этом, работать в полную я уже не мог, эмоции переполняли.

Подготовка

Потом пришло время обдумать свою подготовку. Поскольку в году всего 28 дней отпуска и часть была уже потрачена, я не мог позволить себе тренироваться, так сказать "со сбора на сбор" и решил взять две недели на активную подготовку в середине июля. Планы были одни, но по ходу событий пришлось кое-что менять. Что в итоге. Я поучаствовал в Чемпионате Эстонии, а потом остался там ещё на четыре тренировочных дня (спортивный центр Joulumae, 20км южнее города Pärnu).

Эстония, Joulumae

Далее приехал в Питер, поучаствовал в Охтинском полумарафоне и первый раз в жизни попал в тройку на велосипедной гонке.

Третье место на Охтинском полумарафоне

Но в начале дистанции, наехав на мокрую палку, упал на колено и немного разодрал его. Всё бы ничего, но спустя два дня сел на велосипед и понял, что колено болит, возможно, воспаление в месте ушиба, визуально не видно ничего. В планах было четыре дня в пос.Мичуринский (Лен.область). Я активно катался там по две тренировки в день, несмотря на боль. Закончилось всё тем, что в конце отпуска я стал похрамывать. Испугавшись, побежал по врачам, сделал и рентген, и МРТ, но врачи сказали, что всё в порядке, просто был сильный ушиб, который я усугубил активным катанием на байке. Меж тем, до Мира оставалось три недели.

Мичуринское

Билеты на поезд туда и обратно купил, все деньги кому надо перевёл, продолжаю тренироваться дальше. Проблема лишь в том, что колено не собирается быстро проходить при моей активности. Я его мажу, пью противовоспалительные средства, немного лучше. Две недели до Мира. Я начинаю кататься в привычном для себя режиме, но понимаю, что в максимальной форме я могу не подойти, все тренировки провожу с картой. И вот неделя до отъезда, у меня ночью сильно заболевает горло, и я простужаюсь. Предпосылок не было, наверное, вирус. Не уберёгся. Тренировки опять выходят на уровень просто катаний, чтобы не разболеться ещё сильнее. Простуда прогрессирует и в последней её стадии, а именно кашле, я заказываю такси до Витебского вокзала, сажусь в поезд Санкт-Петербург – Калининград, следующий через Вильнюс, и моё путешествие начинается.

Вид на Вильнюс с башни Гедимина

К слову, немногие знали о моих проблемах при подготовке, этим объясняется слабая физическая форма и результат, особенно на первом старте. Менее повезло Лёне Цветкову, который в середине июля за четыре дня до Чемпионата Европы во Франции сломал челюсть, въехав во вновь поставленный шлагбаум, и тем самым пропустил важные старты. Эта поезда тоже была для него под вопросом, но он собрал всю волю в кулак, снял все швы и с трудом разговаривая, поехал защищать честь страны.

Лёня Цветков (фото Rainer Burmann)

Теперь о самой поездке.

19 августа (суббота). День приезда

Проблем как добраться до соревнований не возникло. Доехал я до Вильнюса на Калининградском поезде, который уезжал с Витебского вокзала Санкт-Петербурга в 16:10, и приходил в Вильнюс в 9 утра. Ехал поезд через Белоруссию, каждую границу проходили минут по 40, всё быстро и без задержек. Было интересно слышать и наблюдать, как некоторые люди в вагоне были удивлены, что мы едем через Белоруссию. Приехав на вокзал, в ответ на вопрос пограничников и таможенников "Цель поездки?" стал рассказывать, что приехал к ним на Чемпионат Мира, все были очень удивлены, никто не знал. Одни внимательно посмотрели мою фамилию и сказали, что посмотрят мои результаты, а другие сказали, без медалей не возвращайся. Было приятно услышать такую поддержку.

Не успел выйти в холл вокзала, тут же встретил таксист, который сказал, что уже знает, куда меня везти. Поясню, за пару часов передо мной на этот вокзал, только с московского поезда приехали девчонки из Новосибирска, Саша Димова и Марина Опарина, поэтому таксист был уже в курсе. Но если девчонок встретили знакомые, то я за неимением контактов российских участников в своём телефоне добрался на такси, по душам побеседовав с водителем.

Большая часть команды жила в отеле Velga, куда меня и привезли.

Отель Velga

Поселили меня в небольшой трёхместный номер на первом этаже. Телевизор, душ, туалет, стол — всё в номере. Также на ресепшне можно было взять чайник на всё время проживания и воспользоваться микроволновкой.

Номер в отеле

После приезда, я стал думать, что делать. К этому времени никто кроме девчонок и меня пока не заехал в отель. Саша с Мариной нашли с кем на машине поехать покататься на тренировочную карту, которая была в 17 км от нас, и отправились туда. Я же, никого не найдя, отправился на поиски еды. Магазинов здесь было много, на каждом перекрёстке, но вот с вопросом "где поесть" было не всё так гладко, как мне сначала показалось. Кафе в отеле было закрыто, в китайский ресторан я не захотел, кафешка в каком-то обычном доме не работала по выходным, оставался на карте только ресторан с пиццей, который находился в торговом центре. Там я и подкрепился.

Вид из окон ресторана

Потом пошёл в супермаркет, который располагался в том же здании на первом этаже. В самом углу магазина обнаружил закуток со столовой, был очень удивлён, у нас в Питере такого никогда не встречал, максимум пироженица с кофе. Скажу, что гулять эти километра 1.5 туда и 1.5 обратно было не комфортно, т.к. было нереально жарко, в районе +28 в тени.

Дорожная кольцо возле нашего отеля

Вернувшись обратно в отель, узнал, что почти все тренера уже приехали, а с ними и спортсмены. Через, наверное, час к городу вдалеке стала приближаться туча, которая по прогнозу должна была дождём идти всю ночь, а значит пришло время поехать прокатиться хоть ненадолго. Я вместе с Ваней Голубевым, которого ко мне подселили, поехал к месту проживания Валеры Глухова и Ко, чтобы взять часть местных карт в городе, покататься. Ребята жили в апартаментах в 10км от нас на север города. На нашем обратном пути туча становилась всё ближе, и мы не стали рисковать и не поехали на карты, а решили проехать по набережной, по пути разбирая варианты в столике.

Питание в отеле у нас начиналось только с вечера следующего дня, поэтому на ужин самым бюджетным и идеальным вариантом стала кура гриль в местном супермаркете Iki. Больше особо ничего интересного не придумать. День приезда и небольшого расслабления закончился.

20 августа (воскресенье). Полигон

Это был последний день перед началом соревнований, а значит сегодня должен был быть полигон. Из хорошего, он был всего в 2.5км от нас, из не очень хорошего, всё утро и день была морось вперемежку с небольшим дождиком, весь лес и асфальт мокрые. В качестве полигона организаторы предложили местность, представляющую собой склон к реке. Подъёмчики там были не маленькие. Из-за плохой погоды и далеко не одной пары проехавших покрышек некоторые спуски оказались сильно разбитые, и трудно проезжаемые, по крайней мере, для меня. На этих соревнованих использовалась бесконтактная отметка Sportident Air+, и на полигоне нам раздали наши чипы протестировать отметку.

Карта модельной тренировки

На полигоне всё было оборудовано по высшему разряду, старт за три минуты, финиш, пункт К (дистанцию можно планировать самим, на карте только пункты). Единственное, что мы с Ваней не предвидели, так это алгоритм работы чипа после отметки старт. Мы стартанули, проехкали пару КП, всё работает как часы, ну на радостях мы и поехали домой. Уже в отеле в тёмном коридоре смотрю, чипы мигают раз в 15 секунд жёлто-зелёным светом. Я заподозрил что-то неладное. Через несколько минут я выяснил у тренеров, что надо было проехать через финишную станцию, чтобы они перестали работать, а то так они будут садиться и неизвестно на сколько их потом хватит. Спасибо старшему тренеру, Александру Владимировичу Свирю, который довёз меня обратно до полигона, хорошо там ещё никто не уехал. Чипы считал на финише без проблем.

Место размещения на полигоне

Обеда у нас опять не было, поэтому самым бюджетным и идеальным, ну вы поняли, о чём я. Потом нас ожидала стирка вещей. Я не помню ещё полигонов, после которых приходилось стирать все вещи и мыть велосипед. К слову, велосипеды мы помыли из детского кувшинчика, который нашли на берегу реки, вдоль которой ехали на полигон и обратно.

В 16.30 было открытие соревнований, которое проходило в здании ратуши.

Ратуша

Если на российских стартах я последнее время бывает прогуливаю эти мероприятия, по разным причинам, то здесь всё официально, все в форме своих сборных, в общем торжественно и красиво (фото открытия со страницы Чемпионата Мира в Facebook).

На открытие соревнований (фото со страницы Чемпионата Мира в Facebook)

Если бы погода была хорошая, то был бы ещё и парад на площади, а так было только небольшое выступление танцоров-прыгунов, не знаю как их ещё назвать, официальные речи представителей и гимн Литвы вживую.

Гимн Литвы (фото со страницы Чемпионата Мира в Facebook)
Площадь рядом с ратушей

После открытия и небольшого отдыха последовал долгожданный ужин в отеле. Он был очень даже не плох. Если обычно на российских стартах думаешь, неплохо было бы ещё что-то скушать, то здесь всё было прям с иголочки, даже с супом. После ужина собрание. Эххх, давно я не был на собраниях сборной страны, аж с 2011 года, когда ездил на Первенство Мира в Италию. Конечно, ничего нового и интересного я почерпнуть не могу, но сама атмосфера всегда оставляет след единения.

Достал из стартового пакета

Поскольку на этих соревнованиях я еду далеко не все дисциплины, то вечером я решил не писать отчёт, а сосредоточиться на завтрашней классике, чтобы как минимум ничего не забыть взять с собой на старт.

21 августа (понедельник). Первый день Чемпионата Мира. Классика

Старт начинался в 9.30. У меня был в самом начале, в 9.41. Присутствовала карантинная зона и на старте, и на финише, всё по-взрослому. Если стартовый карантин меня не трогал, т.к. он начинался с 10 часов, то в финишном мне пришлось провести достаточно времени. Перейду к самому старту. До старта за 15 минут был предстарт, на котором вешали GPS всем участникам МЭ и ЖЭ, и дальше нужно было ехать по посёлку около 2км. Немного завазюкавшись при отъезде из отеля, я не успев въехать в стартовую карантинную зону, услышал, что меня уже вызывают на предстарт. В спешке я не успел до конца понять, что брать, что не брать на дистанцию, в итоге взял камеру с насосом на всякий случай, гель не взял, велогетры решил не снимать, т.к. было прохладно. Первый раз ехал гонку в форме сборной, за месяц, так и не нашёл времени в ней погонять соревнования, так сказать проверить в боевых условиях.

Местность сверху (фото Donatas Lazauskas)

Хоть в начале протокола стартовали не самые сильные участники, но за мной в двух минутах стартовал небезизвестный действующий чемпион мира по спортивному ориентированию на лыжах, болгарин Станимир Беломажев. Вживую я его никогда не видел, поэтому увидеть его на велосипеде, а ещё и на дистанции было мне очень интересно.

Станимир на каком-то другом вело-старте (единственное его фото на велосипеде, которое нашёл в Интернете, с его страницы в Facebook)

Местность в этот день представляла собой холмистые формы рельефа, местами с хорошими подъёмчиками и немного даунхильными спусками. По параметрам дистанция 19.7км по оптималу (мои 22км), 29КП, 420 метров набора, сечение 1:10000, сечение 5м, формат карты 30x44 см (A3+). Карта большая, пришлось несколько раз сгибать разгибать.

Карта классики

До пункта К было 140 метров и почти все в подъём. С первой поставленной задачей не ошибиться на первый пункт я справился. На третий КП дёрнулся правым вариантом, но передумал и поехал назад левым вариантом. Всегда ругал себя, что нельзя передумывать резко, когда уже проехал точку невовзрата, но психология немного подвела.

Мои пути первой части дистанции

На третьем КП на противоходе увидел Станимира. На середине перегона 4-5 он меня догнал. Перед 5КП почти все резали через поле, но мы ехали вначале и никаких следов не было, поэтому не решились на подрезку, т.к. недалеко от дороги были две какие-то натянутые проволоки. В горку Станимир начал пыхтеть, я понял, что он не такой уж и здоровый на велике. Будь у меня физической формы, которую я потерял после июля, капельку побольше я бы от него уехал. В итоге так и оказалось: через пару поворотов он к моему удивлению начал тормозить, я его объехал и уехал. Часть пунктов ехал один.

Мои пути второй части дистанции

На 11КП догнал минуты на четыре какого-то француза. Я раньше думал, что они все здоровые и крутые. Этот же оказался здоровым, часто уезжал от меня, но на ориентировании проигрывал. Часть перегонов мы ехали вместе, периодически попадался ещё какой-то португалец, но он ехал медленнее. Под конец я опять увидел Станимира и понял, что он тоже небезошибочно едет где-то рядом, и я решил самую концовку дистанции отработать аккуратно. Всё вышло. Было забавно услышать русское недовольство от какого-то мужика, когда по пути на предпоследний КП проехал мимо него на полной скорости.

Мои пути третьей части дистанции

Дистанцию с точки зрения ориентирования проехал не блестяще. Местность для меня относительно новая. Варианты по рельефу я давно не выбирал.

После финиша в карантинной зоне переоделся, помыл велик и стал ждать и следить за выступлениями наших ребят. Поляна в этой зоне была ну очень похожа на типичную Юколовскую только в разы меньше. Также после дождей вся исхожена и в грязи. А у финишного коридора был свой колорит.

Финишный коридор

С точки зрения организации мне очень понравились два огромных монитора, один показывал GPS элитных групп, переключаясь с мужской на женскую и обратно, а другой онлайн результаты.

Поляна. На заднем плане онлайн мониторы.

Финишная зона изоляции заканчивалась в 12.00, а в 14.00 было награждение. Всё это время я разгуливал по поляне, смотрел GPS и искал с кем бы поболтать, чтобы не было скучно ждать.

О приятном. В этот день в каждой группе можно кого-то отметить и это здорово.

По Ж20 Ульяна Сухоловская заняла третье место, уступив только австралийке Люси Мэки и чешке Веронике Кубиновой. Также высокие позиции заняли Даша Севбо (7 место) и Оля Михайлова (11 место).

Даша Севбо (фото Rainer Burmann)
Тройка по Ж20 (фото Rainer Burmann)

По М20 одного места и 30 секунд не хватило до шестёрки Юре Балеву.

Юра Балев (фото Rainer Burmann)

По ЖЭ Оля Шипилова-Виноградова заняла первое место, выиграв у ближайшей преследовательницы чешки Мартины Теховски целых 1.5 минуты. На третьем месте англичанка Эмили Бенхам.

Оля Шипилова-Виноградова (фото Rainer Burmann)

Разрывы в женской группе говорят о физическом уровне дистанции, т.к. шестое место отстало от Оли на целых 10 минут. Также отмечу высокий результат Светы Повериной (8 место) и Насти Свирь (12 место).

Тройка по ЖЭ
Результаты ЖЭ

По МЭ не обошлось без радостей и разочарований. Гриша Медведев лидировал всю дистанцию. На финише организаторы уже взяли у него интервью, поздравили, но это ориентирование, и пока не считал отметки с чипа лучше не радоваться. К большому разочарованию всех так и получилось. У Гриши не оказалось отметки 8КП, где проезжали все, т.к. там был обязательный проезд через асфальтовую дорогу, он снят. Больше ничего не буду писать об этом, и так не легко. Но не смотря на сложившуюся ситуацию, у нас всё равно по элите две медали!

Антон Фолифоров стал вторым, проиграв чеху Кристофу Богару чуть меньше минуты.

Антон Фолифоров (фото Rainer Burmann)

А Валера Глухов впервые в жизни завоевал личную медаль с Чемпионата Мира, у него бронза.

Валера и Оля разбирают дистанцию (фото Donatas Lazauskas)

Также отмечу Руслана Грицана, который остановился в шаге от пьедестала, четвёртое место.

Руслан Грицан (фото Rainer Burmann)
Шестёрка по МЭ
Результаты МЭ

Я из-за своих ошибок и физической формы проиграл достаточно много и занял только 55 место из 77 человек.

Страница первого дня соревнований

После награждения все быстро взяли ноги в руки и поехали по домам, т.к. усталость после гонки и ожидания всех и вся на поляне сказывалась.

Первый день соревнований

В отеле после приезда снова полная стирка вещей, с отстированием белых вставок на новой форме от грязевых капель. Потом часа 1.5-2 разбирания сплитов, GPS, разной болтовни и уже ужин, который в этот день, как и во все последующие, был пораньше в 19.00. После ужина поздравление сегодняшних призёров и собрание по поводу предстоящего масс-старта. Все стали настраиваться на предстоящую гонку, а я стал думать, когда и как мне туда подъезжать. Поскольку в предыдущий день я не писал отчёта, то оставшийся вечер я посвятил данному творению. На этом день с моим дебютным стартом на Чемпионате Мира закончился.

Первая часть рассказа подошла к концу. Хочу ещё выложить немного колоритных фотографий с этого дня соревнований, так сказать, чтобы более полно представлять картину местности (фото ниже от Donatas Lazauskas).

Настя Большова
Дима Кузьмин
Максим Журкин, Александр Иванов, Андрей Калугин (тренеры)

Полезные ссылки

Домашняя страница Чемпионата Мира (там есть все ссылки на результаты, трансляции, карты, фото)

Страница соревнований в Facebook

Продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded