Чемпионат России в Дёмино. Март 2018

С 4 по 10 марта команда Санкт-Петербурга в составе шести человек съездила на Чемпионат России по спортивному ориентированию на лыжах в г.Рыбинск.

Команда СПб (Коля, я, Алик, Макс, Даня, Илья)

Ехали мы на прямом поезде, который в 17:45 отходил от Московского вокзала, и в жуткую рань, в 5:05 прибывал в г.Рыбинск. Выгон был старый, даже лыжи можно было положить перпендикулярно проходу, не было перегородок, на третьих полках. Конечно отсутствие кондиционера порой хорошо, он не задует резко и не простудит тебя ночью, но когда в вагоне то жарко (когда поезд стоит), то холодно, т.к. дует изо всех щелей (когда поезд мчится), это уже не так весело. С горем пополам до 5 утра мы дотерпели, время приезда может даже было плюсом, хоть никто не простудился.

На вокзале нас встречал уже заказной микроавтобус, и мы вместе с девчонками из Лен.области: Машей Петрушко, Женей Ивановой и Верой Дробот доехали до места нашего проживания и центра соревнований "ЦЛС Дёмино" (ЦЛС – центр лыжного спорта).

Приехали, пошли заселяться

Находится он в 30км от г.Рыбинск. Буквально за день до нашего приезда здесь проходил один из самых, если не самый крупный лыжный марафон в России, с одноимённым названием "Дёминский".

Слева судейский домик с закрытыми трибунами, справа гостиница
Наш номер

Жили мы тут же, в гостинице, в двухместных номерах со всеми удобствами. После приезда сразу легли спать, и часов до 10-ти проспали. А там уже был завтрак. Питались мы в местном кафе "Чемпион" (хотя по факту столовая). От чемпионского там был только ценник на еду.

Вид из окна

После прохождения мандатной комиссии, мы получили карты полигона и поехали смотреть местные леса. Полигон был по куску лыжных трасс со склоном.

Карта полигона

Температура была в районе -8 градусов, светило яркое солнце, но на открытых участках дул сильный ветер, всё-таки Волга прямо под боком.

На полигоне

После ещё нескольких часов встал вопрос о подготовке лыж. Поскольку это лыжный центр, то здесь много чего по высшему разряду. Здесь расположено примерно штук 30 wax-кабин (комнат, где делать лыжи). Единственное, они платные. Есть большие и маленькие. Нас немного, мы взяли маленькую. Ожидали от неё большего конечно. Она была действительно маленькой, стоял стол по центру, куда можно было закрепить струбцины, скамейка и обогреватель на стене. Если с двух сторон стола делать лыжи, плюс поставить станок на ножках, то будет уже тесно.

Вечером подготовка лыж, чаи, отслеживание опускания температуры на электронном градуснике за окном (обещали ночью до -20) и собственно моральная подготовка перед маркиром.

Как грустить, когда из соседней вакс-кабины тебе улыбаются девчонки (Вера с Женей) =)

День первый (6 марта, вторник) – маркир

Утром в районе 9 утра градусник показывал примерно -18, прогноз оправдывался. На завтрак я пошёл позже наших и как-то после него у меня было буквально минут 30 отдохнуть и уже начинать готовиться к старту. Поскольку это лыжный центр, то пологих горок для обкатки лыж достаточно.

Первой дисциплиной был маркир, электронный, по варианту Д (Да-Нет).

Пример станций "Да-Нет"

Дистанция была 10км (20КП), за каждый неверно отмеченный КП давался штраф один круг (250м). Хоть это и лично-командная России, всё равно организаторы зачем-то ввели красную группу 10 человек и плюс ещё три забега. Я стартовал в третьем забеге вместе с Аликом, он за мной в трёх минутах.

Вот, что из себя представляет размеченная лыжная трасса на маркире

Маркир был по зимней карте с внесённой сеткой. Поскольку за неделю до старта у меня прихватило поясницу, и это был первый старт после этого, то старался не делать резких движений, от греха подальше. Ехал уверенно, лыжи, может, ехали не везде супер, но и не чувствовалось, что они где-то стоят. Несколько пунктов были с приколками. Вроде КП стоит в кружочке, но понимаешь, что он не центре кружка, а где-то с краю и надо отмечать НЕТ. Где-то после трети дистанции меня догнал на минуту красноярский парень, обогнал, но на КП не знал, что ему отмечать, подождал меня, я отметил, и он ещё пару перегонов ехал за мной. Потом видимо понял, что моя скорость ему не подходит и уехал, забавно было наблюдать за такой картиной.

Карта маркира

Одна из ошибок организаторов была в том, что не предупредили, какого цвета разметка будет на дистанции "Открытого Первенства Ярославской области". Такой едешь-едешь и тут на перекрёстке стрелки налево и направо, направо Мж21, налево зелёная разметка и куча других групп. Поскольку это было прямо на перекрёстке, и такого никак не ожидаешь, то это было некорректно на мой взгляд. В одном месте была ошибка вытекающая из этой. На совсем небольшой спуске с холма был выкат на широкую дорогу и по ходу движения налево была как раз зелёная разметка, а наша дистанция шла направо, под углом меньше 90 градусов. Я успел заметить развилку, но не успел вовремя повернуть, потерял секунд 10. Алик и Даня вообще не заметили развилки и очнулись только когда справа к дороге подходила наша петля, вернулись, потеряли секунд 30-40. А Илья и вовсе не заметил, что наша разметка подходит со стороны, так и поехал дальше по нашей, срезав петлю, в итоге снят.

Илья

Под конец дистанции меня догнал Алик, сразу в спину у меня не получилось ему сесть, я немного отпустил, но старался сильно не отпускать, хотя к финишу он уехал. Оба мы получили по одному штрафу. После старта сделал небольшую заминку километра два по кругу на стадионе. В итоге лучшим из наших стал Алик – 15-й с проигрышем 4 минуты лидеру и 1 минуту десятке. Макс с нулём 19-й, Коля с нулём 20-й, Даня 26-й с двумя кругами, ну а я только 28-й. Если бы не круг был бы в районе 22 места где-то, тоже плохо, не за этим сюда ехал. Но здоровье есть здоровье, вовремя не подстрахуешься и можешь не уберечься.

Максим

Поскольку мне надо было принимать решение об эстафете, то я решил, чтобы команда боролась за призовое место, нужно ставить сильнейших в неё. В итоге распределил команды по спортивному принципу: первая – Максим, Коля, Алик, вторая – Даня, я, Илья. Примечательно, что первый раз за 6 лет нашего участия в командной России (начиная с Томска в 2013) мы сумели вывезти полные две команды!

После обеда прилёг, и уже не охота было идти на открытие соревнований и награждение, которые были в три часа дня.

Награждение по МЭ за маркир (1 - Сергей Горланов, 2 - Сергей Шалин, 3 - Вадим Толстопятов)

Так я и проспал до пяти вечера. А потом был ужин, подготовка лыж, уже занимавшая меньше времени, т.к. все базовые слои на лыжах уже лежали, и предночное ничего не делание. Перед сном градусник вновь показывал -20.

День второй (7 марта, среда) – эстафета на маркире

Погода в этот день была такая же, только вместо яркого солнца, ходили тучки. Как по командам мы распределились, я уже писал. В 11 часов стартовали женщины, в 11:10 мужчины.

На старте мужской элиты

Я пришёл на разминку минут за 20 до старта девушек. Толком места для откатки лыж не было, тестировал по ощущениям. Дистанция была у нас 5.5км, 7КП и проходила вдоль лыжных трасс. Как оказалось все ехали очень быстро, т.к. много отрезков было по лыжным трассам. Девушки начали финишировать через пару минут после старта мужчин, я понял, что надо уже начинать переодеваться, чтобы не опоздать. В итоге первым приехал парень из Башкирии, с результатом 16:19, вторым – Красноярск, 16:38, а третьим ехал Даня с нулём штрафа 17:04, я был рад, что мы идём в тройке, но понимал, что как бы команда наша вторая, и что шансов на тройку по силам у нас меньше.

Даня мчится передать мне эстафету
Я уезжаю на дистанцию

Макс Дмитриев с первого этапа приехал 7-й с проигрышем 1:25 нам, т.к. ещё получил два круга.

Я стартовал. Слышал, что за мной секундах в 15 уезжала уже Мос.область. В начале пологий подъём по лыжной трассе, потом маленькая сеточка, пару КП и снова лыжная трасса. В общем вся дистанция так и проходила.

Карта эстафеты

Ближе к концу меня догнал Андрей Григорьев (вторая команда Красноярского края), я немного подержался, но перед финишем он уехал немного. Дистанцию проехал аккуратно и для себя быстро, везде читал карту и получил ноль штрафа. Передал Илье эстафету 4-м среди всех и 3-м по регионам. Коля Малышев проехал также как я по скорости, но получил круг штрафа, +40-45 секунд.

Я, Макс и Коля после финиша своих этапов

За Ильёй в 30 секундах уходил Валера Глухов (Мос.область), потом ещё в 30 секундах Андрей Груздев (Москва), а потом уже на старт поехал Алик с проигрышем 2 минуты от нас.

Коля передал эстафету Алику

Минуты ожиданий и вот соревновательный итог. Первыми и вторыми почти вместе приехали Красноярск (Кирилл Веселов) 48:32 и респ.Башкортостан (Иван Куликов) 49:04, третьей по регионам финишировала Мос.область 52:57, за ней Москва 53:35. Илья с дистанции ехал за ними, но получил штраф, и пока ехал круг, его обогнал Серёга Горланов (Хабаровск).

Илья на финише

Алик тоже ехал круг и пропустил вперёд себя Нижний Новгород. В итоге наша команда 6-ая, а первая команда 8-ая.

Алик перед считкой

Жалко конечно, что не смогли дотянуть до заветной тройки, но спорт есть спорт. Я рад, что мы вновь доказали, что в эстафете мы можем бороться за призы, ну и то, что я хорошо для себя проехал.

Девчонки из Лен.области в этот день в эстафете стали пятыми. Тройка у них вся не убиенная, так что даже в случае нуля штрафа у всех, максимум 4 место.

Женя на считке

После обеда мы с Аликом поняли, что еды у нас нет, а она не помешала бы и поехали на такси в город Рыбинск. Примечательно, что таксист был на машине с Питерскими номерами (пригнал её от нас).

Вечером после собрания представителей, просмотра этапа Кубка Мира по лыжным гонкам в Драммене (классический спринт) и ужина по идее надо было готовить лыжи, но одна пара у меня была готова, а на вторую я решил положить жидкий парафин прямо в номере, что-то было лень одеваться и куда-то идти. День закончился на разговорах и просмотре передач по телевизору.

День третий (8 марта, четверг) – комбинация

Погода во все дни была примерно одинаковая, после ночного морозца было яркое солнце и потепление. В этот день была комбинация, старт у меня был в 11:24. На завтрак я пошёл опять примерно к 9 утра, когда открывалось кафе. Очередь там была минут на 15-20 точно. Утром всегда хочется быстрее подкрепиться и готовиться к старту, но никак не стоять в очереди из-за неспешного обслуживания.

Утром. Вид на столовую от входа в гостиницу

Перед стартом забежали с Аликом положить накатку по погоде, затем откатил лыжи, размялся на кругу и на старт, который был недалеко от старта маркира в первый день.

Коля на старте

Размялся, скинул разминку и вперёд. Дистанция в этот день была 8.7км 14КП на маркире и 7.7км (мои 10.5км) 15КП на заданке, масштаб 1:7500, формат карты А4. Со старта уже было понятно, что скорей всего нас поведут в противоположную сторону дистанции маркира первого дня. Примерно так и оказалось.

Карта макрира

Места те же, точки пунктов на электронном маркире лёгкие. Никаких сложностей у меня это не вызвало, разве что скоростью немного проиграл. Перед заданкой меня догнал на 2 минуты Алексей Носов (Красноярский край), тренеры ему покричали давай-давай, хорошо идёшь и я решил, что нужно подержаться. Первый КП сразу в горку. И я чувствую, что мои ноги едут быстрее на подъём по лыжной трассе, было приятно это осознавать, правда в сетке снова отставал.

Карта заданки

Получилось так, что ехал всё время поодаль, но периодически он в районе КП немного терял время, и я к нему приближался. Дистанция была лёгкой, вариантов практически не было. В сумме три заезда в подъём от реки. Проиграл только на 14КП порядка 30 секунд на выборе неправильного правого варианта.

Я на последнем КП маркира

В итоге я оказался 26-й с проигрышем почти 10 минут лидеру, Кириллу Веселову (Красноярский край). На текущий день не могу сказать, что выступил плохо, на уровне своих сил. Среди наших ребят я третий, уже приятно. Алик выложился, но ему не хватило трёх секунд, чтобы подняться ещё на два места выше, он 14-й. Даня проехал уверенно и занял 22 место, в 1.5 минутах от 20-ки. Макс сразу за мной в финишном протоколе, проиграл мне 22 секунды. Коля 31-й, Илья 34-й.

В этот день приехали наши друзья из Лен.области: Тёма Никольский и Лёша Здебловский. Тёма обгонял меня два раза по ходу дистанции, но часто ошибался, в итоге занял 11 место (+3:48). Лёша, к сожалению, снят, не сравнить результат.

Тёма
Лёша

В этот день Маша пробежала свою первую личную гонку на этих соревнованиях и заняла высокое 6 место, всего 1 секунду проиграв пятой спортсменке и 1.5 минуты не дотянув до тройки. Вера тоже быстро проехала и стала 13-й, Женя примерно в серединке протокола.

Вера
Женя

После обеда был восстановительный сон перед завтрашней длинной дистанцией. В 6 часов вечера я пошёл на последнее собрание представителей и принял к сведению информацию по предстоящему дню. Потом уже в сумерках было награждение за последние два дня.

Награждение за эстафету по МЭ (1 - Красноярский край, 2 - респ. Башкортостан, 3 - Московская обл.)
Награждение за эстафету по ЖЭ (1 - Пермский край, 2 - Красноярский край, 3 - Хабаровский край)

Темнота отразилась на качестве телефонных фотографий. К сожалению нас, как год назад, нет на награждении эстафеты, но я думаю, мы вынесли какой-то урок из этого и будем готовиться в следующий раз серьёзней и главное не болеть.

Вечером, уже после всех наших ребят, я пошёл делать лыжи.

Селфи в вакс-кабине

Как приятно было идти от гостиницы до вакс-кабин. Небо всё тёмное, ясное, звёзды яркие, и тишина, которая успокаивает душу и приводит мысли в порядок.

День четвёртый (9 марта, пятница) – лонг

Чтобы не повторять ошибки прошлого дня, вышел на завтрак раньше минут на 10. Но тут ждал меня другой подвох, еда ещё была не готова. Пришлось опять стоять и ждать. Но хоть в начале очереди.

Вид с трибуны

Старт у мужской элиты был в 11 часов, женщины стартовали через 10 минут. Параметры на первый взгляд были не маленькие 20.4км (мои 27.6км) 38КП, масштаб 1:10000, формат карт А4. Всего было 4 круга. Сначала круг, где лыжные трассы, потом два круга в районе маркиров, и последний круг снова у трасс.

Поляна утром

Вышел на подготовку, размялся немного, выбрал пару лыж и пошёл к старту. Около 5 минут до старта, я встаю на своё стартовое место под номером 20 (по рангу сезона). Где-то за минуту или за 30 секунд в громкоговоритель объявляют "… карты". Обычно есть команды "взять карты", "вставить карты". По первой ты берёшь карту в руку, по второй вставляешь карту в столик. Что сказал комментатор никто не понял. Первые ряды, как и я, держали кару в руке. За мной некоторые уже вложили карты в столик. Первые ряды, не поняв прикола, начали спрашивать, что делать, почему кто-то уже карты вложил в столик. Судьи у старта молчали как рыбы в воде. И вдруг по громкоговорителю "СТАРТ!"

Старт мужской элиты. Наглядный пример как нельзя давать команду СТАРТ, пока спортсмен не вложил карту в столик

Такого я ещё не встречал, чтобы большинство участников стартовало с картой в руке. Я начал вкладывать карту метров через 20, т.к. вокруг была толпа, и начинался поворот лыжни.

Карта лонга 1

GPS мужской элиты (с трекером из нас никто не бежал)

GPS женской элиты (а здесь можно понаблюдать за Машей)

Первый КП взял уверенно со всеми. Второй КП был на горке, перед ним я ещё ехал впереди Алика, правда потом он обогнал. Дальше 3-4-5 КП были какими-то сумасшедшими. 3КП стоял после небольшого спуска, в толпе справился. А вот 4КП был в горку 25 метров по сетке. Я сразу увидел, что начинается затор, но решил не объезжать справа по гонке, чтобы не потерять время и создавать помех встречному движению. На этой горочке кто-то упал и создалась пробка, сзади начали обгонять бегом с лыжами в руках. Жутко не люблю снимать лыжи на дистанции, но видимо здесь это было оправдано, но я не снял, так и заехал. 5КП тоже был с какими-то крутыми подрезками через лощину.

Где-то на дистанции

На 6 и 7КП навстречу стала попадаться толпа лидеров, у них круг был в другую сторону схожими противоположными вариантами. В общем организаторы не поскупились на противоходы. Перед 7КП навстречу проехала ещё добрая половина женской элиты, встречка конёк этого старта.

Карта лонга 2

Первый круг доехал и попил на пункте питания от организаторов (тёплый чай). Про пункт питания отдельно, организован он был на стадионе, но придусматривалось, что сможем его пройти только после первого круг (из четырёх), на остальных нас могут покормить представители команды, а если их нет, как у нас, то мол думайте, договаривайтесь с кем-то и т.д.

Второй пункт питания

На мой взгляд это неправильно. Перед 4-м кругом мы также проходили стадион, но подъехать к пункту питания не было возможности, т.к. он стоял на противоходе, где ехать было запрещено. Вроде это всё говорили организаторам на судейской, но они оставили всё как есть, очень не обдуманно на мой взгляд.

Карта лонга 3

Второй и третий круги были в районе макрировок предыдущих дней. Сетка была уже два раза обкатана и ехалась по больешй части по памяти и без проблем. С ориентированием проблем не возникло. Возникли проблемы с силами, которые почему-то не хотели двигать меня вперёд. То ли лыжи плохо ехали, то ли я просто уставал, не знаю. но ехал я как на интенсивной тренировке.

Между кругами. Здесь за мной едет Пётр Голованов, кстати, тоже велосипедист

Эти два круга я почти всё время ехал рядом с двумя парнями, Владиславом Митяковым (Хабаровск) и Петром Головановым (Москва). Но если первый уже в средине 3 круга уехал, то со вторым я ехал до начала 4-го круга, где потом я окончательно встал (что со мной бывает редко, тем более на Россиях) и отпустил его.

Карта лонга 4

Где-то в середине четвёртого круга увидел, что за мной едут Илья и Коля, решил надо прибывать чутка. На 4КП проехал поворот, чего-то немного закипел, и ребята вышли вперёд. Была возможность их обогнать на предпоследнем КП, где мы с Колей ошиблись на заходе.

Коля и Илья на смотровом КП

Илья вышел вперёд. А потом одна станция на последнем КП не работала, в итоге Коля отметил раньше и уехал от Ильи, я же хоть и финишировал за ними, но благодаря неработающей станции отметился раньше парня из Мос.области и уехал от него на финише.

Боролся на финише до последнего

Вот так прошёл мой последний старт в этом сезоне, на котором я настраивался попасть в 20-ку, чтобы не огорчиться в себе, а в итоге только 31-й, передо мной сразу Илья 30-й, Коля 29-й, Лёша 28-й.

Макс, Коля, Илья и я после финиша лонга

Получилась такая лыжная гонка с элементами лёгкого ориентирования. И в этой гонке лучший результат среди нас показал Даня, занял очень высокое 10 место, проиграв около 7 минут лидеру, Серёге Горланову.

Даня перед последним КП

Тёма Никольский финишировал за Даней в минуте, снова 11-й. Алик доказал свою стабильность и занял 14 место.

Алик на КП

Макс проехал в свою скорость и стал 22-й. Маша заняла 5 место, до тройки было далековато, 3 минуты, но результат всё равно отличный, Вера в серединке протокола, Женя фоткала, спасибо.

Маша

После финиша все были уставшие и после обеда кроватное расслабление было как вознаграждение. Вечер провели за просмотром телевизора, сбором вещей и посиделками своими компаниями по интересам.

Команды Питера и ЛО на Чемпионате России

Поезд был в 0:10 из Рыбинска, поэтому в 22:45 мы погрузились в микроавтобус и попрощались со славным местом Дёмино.

В тесноте, да не в обиде

На обратном пути мы ехали в фирменном вагоне, в котором было примерно половина пустых мест, было тихо и комфортно. Ехали вместе с Лен.областью в одном вагоне, что не часто происходит. В 12 дня нас уже встречал своими +1 градусом Московский вокзал и родной город.

Привет, Питер!

Поездка закончилась, а вместе с ней и зимний соревновательный сезон (по крайней мере мой).

Всем пока и до встречи на лыжне в сезоне 18-19!

Вся информация по результатам, фотографиям и GPS (с лонга) на странице соревнований.

Карты в оригинальном качестве.